Усадьба «Залениеки»

Усадьба «Залениеки»

Охотничий герцогский замок Залениеки – уникальный образец архитектуры Курляндского герцогства XVIII века. Здание прекрасно сохранилось, так как не подвергалось разрушениям и пожарам. Считается, что самые значительные исторические интерьеры сформировались во II половине XVIII века и в XIX веке. Хоть и были некоторые потери во II половине XX века, но впоследствии была проведена реконструкция. Здание сохраняет внушительное число архитектурных элементов. Для Латвии такая тенденция – редкость. Так, к примеру, в отделке второго этажа сохраняются потолочные карнизы, в вестибюле – потолочные арки, фрагменты паркета в некоторых комнатах и т.д. Уникальные росписи на стенах прячутся за слоями краски в центральном зале. В 19 веке появились потолочные росписи, на которых изображены иллюзорные кассеты с мотивами ампира и ренессанса, перила балюстрады лестницы, камин в стиле позднего рококо. Удивительно, но факт: в парке усадьбы можно посидеть в тишине, спокойствии и тени…

Из истории усадьбы
Залениеки называют по-другому Грюнхофом. Постройка представляет собой охотничий домик герцогов Курляндии, который расположен в обширном пейзажном парке, площадь которого составляет 27 га. Он находится в Залениекской волости в Латвии. Усадьба значима по причине того, что является памятником архитектуры классицизма.

Начиная с первого герцога Курляндии, все правители Латвии ездили на охоту в Залениеки. В 1766 г. Эрнст Иоганн Бирон (герцог) повелел выстроить дворец. В нем должны были оставаться монархи и придворные, когда планировались охотничьи забавы. Строительство поручили С. Йенсену (придворный зодчий). Его вели в период с 1768 по 1775 гг.

В ту пору в Курляндии находился знаменитый Растрелли. Искусствовед Б. Виппер предлагал задействовать его в проектировании усадьб Грюнхоф и Свэтхоф. Грюнхоф получился довольно контрастным, так как приобрел центральный ризалит, удвоенные колонны. Получившаяся постройка – сдержанный вариант Строгановского дворца без скульптуры и рокайльных украшений. Поначалу крыша была мансардной, а потом ее сделали другой (по приказу Йенсена).

Когда произошел третий раздел Польши, император Павел подарил охотничьи угодья вокруг Митавы своему шурину Александру. Угодья перешли в собственность вместе с дворцом. Потом постройкой владели члены разных семейств остзейских дворян – Медемы, Шепинги, Ливены. Реконструкция интерьера была проведена в 1866-1868 гг. Недавно также проводили реконструкционные работы и обнаружили росписи, датируемые восемнадцатым веком.